8 июня Минцифры предложило внести поправки в Налоговый кодекс, КоАП и закон «О связи». Ведомство собирается увеличить текущий размер госпошлины с 7,5 тысяч до 1 млн рублей на девять видов лицензий по услугам связи. По мнению ведомства, это поможет значительно уменьшить количество недобросовестных операторов связи и сформировать пул надежных операторов и провайдеров, которые мотивированы качественно и добросовестно работать. Сейчас небольшим региональным провайдерам и операторам связи дешевле не размещать у себя СОРМ, а платить штраф, запрашивать и оформлять новую лицензию.
Минцифры рассказало, что это затронет только новых операторов, а действующие лицензии будут продлевать на прежних условиях, а все их лицензии будут действовать как обычно — до пяти лет.
«Увеличение госпошлины до 1 млн рублей не позволит операторам, нарушающим законодательство, с легкостью получать новые лицензии. Стоимость лицензии станет стоп-фактором для нарушителей и защитит граждан от сомнительных услуг», — пояснило Минцифры.
Согласно данным ведомства, в России около 10 тыс. операторов, которые предоставляют услуги связи. «Сейчас получить лицензию можно всего за 7,5 тыс. рублей. Недобросовестные операторы пользуются этим: например, когда Роскомнадзор выявил нарушение, операторы не оплачивают штраф, а пишут заявление о прекращении лицензии и сразу оформляют новую. Это проще, чем оплатить штраф», — уточнили в министерстве.
В пояснительной записке к законопроекту раскрыто, что данная инициатива поможет и в борьбе с телефонным мошенничеством, а также с услугами по подмене номера. «Значительное число небольших операторов связи, особенно в регионах, зарабатывают на предоставлении заведомо сомнительных услуг, таких как пропуск подменных номеров или создание так называемых виртуальных мини-АТС. При этом в виртуальных АТС отсутствуют процедуры идентификации личности абонента. Обнаружение и пресечение такой деятельности результатов не дает, поскольку создаются новые юридические лица, которые оформляют новые лицензии на оказание услуг связи», — говорится в пояснительной записке.
В настоящее время за неисполнение оператором связи обязанности по передаче в неизменном виде абонентского номера предусмотрен штраф до 1 млн рублей. То есть нынешняя стоимость получения новой лицензии несоизмерима с размером штрафа, а оператору проще получить новую лицензию.
По данным Минцифры, в 2021 году 1150 лицензий прекращено в соответствии с заявлением лицензиата, а оформлено по заявлению новых лицензий — 2923. За 2020-2021 годы количество прекращенных и вновь оформленных одним и тем же оператором связи лицензий на оказание услуг связи составило 397.
Кроме того, Минцифры предлагает ввести оборотный штраф за отсутствие у оператора связи установленных систем оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ) в размере от 0,01% до 0,05% от годовой выручки оператора за услуги связи, но не более 0,02% годовой выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 1 млн руб. На данный момент штрафы за отсутствие СОРМ составляют от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
Эксперты отрасли считают , что повышение цен на лицензии не скажется на деятельности крупных федеральных операторов связи. По их мнению, увеличенная в 130 раз стоимость лицензий и оборотные штрафы за СОРМ могут повлечь уход с рынка региональных и небольших локальных операторов и провайдеров. Многие из них не могут себе позволить потратить несколько миллионов рублей на установку СОРМ и им действительно проще каждый раз оформлять лицензии на связь заново. Таких компаний, по оценке экспертов, сейчас в РФ 3–5 тысяч, а новые нормы вынудят их продать или закрыть бизнес. Также, например, это может коснуться стартапов в области связи.
Вдобавок Минцифры пояснило, что, согласно законопроекту, перед тем как получить новую лицензию на оказание услуг связи, оператор должен будет согласовать с ФСБ схему построения сети и только после этого обращаться в Роскомнадзор за лицензией. А при продлении срока действия лицензии к заявлению оператора потребуется приложить акт ввода в эксплуатацию СОРМ, а при его отсутствии — план мероприятий по внедрению СОРМ, согласованный с ФСБ.
Минцифры считает, что данная инициатива позволит ФСБ начать работу с операторами связи по внедрению СОРМ еще на этапе получения лицензии, а не постфактум, как это происходит сейчас. То есть все новые операторы связи будут выходить на рынок уже с установленной СОРМ. И при продлении лицензии у операторов связи тоже будут эти системы.
7 июня Минцифры подготовило законопроект, по которому Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ, входит в структуру Роскомнадзора) станет оператором системы мониторинга блокировки звонков с подменных номеров. Все операторы связи должны будут передавать в систему ГРЧЦ сведения о звонках, их времени и маршруте по сетям, а также установить на свои сети специальные узлы верификации звонков от ГРЧЦ. Дополнительных затрат от них не потребуется, все оборудование операторам предоставит ГРЧЦ.)
Минцифры рассказало, что это затронет только новых операторов, а действующие лицензии будут продлевать на прежних условиях, а все их лицензии будут действовать как обычно — до пяти лет.
«Увеличение госпошлины до 1 млн рублей не позволит операторам, нарушающим законодательство, с легкостью получать новые лицензии. Стоимость лицензии станет стоп-фактором для нарушителей и защитит граждан от сомнительных услуг», — пояснило Минцифры.
Согласно данным ведомства, в России около 10 тыс. операторов, которые предоставляют услуги связи. «Сейчас получить лицензию можно всего за 7,5 тыс. рублей. Недобросовестные операторы пользуются этим: например, когда Роскомнадзор выявил нарушение, операторы не оплачивают штраф, а пишут заявление о прекращении лицензии и сразу оформляют новую. Это проще, чем оплатить штраф», — уточнили в министерстве.
В пояснительной записке к законопроекту раскрыто, что данная инициатива поможет и в борьбе с телефонным мошенничеством, а также с услугами по подмене номера. «Значительное число небольших операторов связи, особенно в регионах, зарабатывают на предоставлении заведомо сомнительных услуг, таких как пропуск подменных номеров или создание так называемых виртуальных мини-АТС. При этом в виртуальных АТС отсутствуют процедуры идентификации личности абонента. Обнаружение и пресечение такой деятельности результатов не дает, поскольку создаются новые юридические лица, которые оформляют новые лицензии на оказание услуг связи», — говорится в пояснительной записке.
В настоящее время за неисполнение оператором связи обязанности по передаче в неизменном виде абонентского номера предусмотрен штраф до 1 млн рублей. То есть нынешняя стоимость получения новой лицензии несоизмерима с размером штрафа, а оператору проще получить новую лицензию.
По данным Минцифры, в 2021 году 1150 лицензий прекращено в соответствии с заявлением лицензиата, а оформлено по заявлению новых лицензий — 2923. За 2020-2021 годы количество прекращенных и вновь оформленных одним и тем же оператором связи лицензий на оказание услуг связи составило 397.
Кроме того, Минцифры предлагает ввести оборотный штраф за отсутствие у оператора связи установленных систем оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ) в размере от 0,01% до 0,05% от годовой выручки оператора за услуги связи, но не более 0,02% годовой выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 1 млн руб. На данный момент штрафы за отсутствие СОРМ составляют от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
Эксперты отрасли считают , что повышение цен на лицензии не скажется на деятельности крупных федеральных операторов связи. По их мнению, увеличенная в 130 раз стоимость лицензий и оборотные штрафы за СОРМ могут повлечь уход с рынка региональных и небольших локальных операторов и провайдеров. Многие из них не могут себе позволить потратить несколько миллионов рублей на установку СОРМ и им действительно проще каждый раз оформлять лицензии на связь заново. Таких компаний, по оценке экспертов, сейчас в РФ 3–5 тысяч, а новые нормы вынудят их продать или закрыть бизнес. Также, например, это может коснуться стартапов в области связи.
Вдобавок Минцифры пояснило, что, согласно законопроекту, перед тем как получить новую лицензию на оказание услуг связи, оператор должен будет согласовать с ФСБ схему построения сети и только после этого обращаться в Роскомнадзор за лицензией. А при продлении срока действия лицензии к заявлению оператора потребуется приложить акт ввода в эксплуатацию СОРМ, а при его отсутствии — план мероприятий по внедрению СОРМ, согласованный с ФСБ.
Минцифры считает, что данная инициатива позволит ФСБ начать работу с операторами связи по внедрению СОРМ еще на этапе получения лицензии, а не постфактум, как это происходит сейчас. То есть все новые операторы связи будут выходить на рынок уже с установленной СОРМ. И при продлении лицензии у операторов связи тоже будут эти системы.
7 июня Минцифры подготовило законопроект, по которому Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ, входит в структуру Роскомнадзора) станет оператором системы мониторинга блокировки звонков с подменных номеров. Все операторы связи должны будут передавать в систему ГРЧЦ сведения о звонках, их времени и маршруте по сетям, а также установить на свои сети специальные узлы верификации звонков от ГРЧЦ. Дополнительных затрат от них не потребуется, все оборудование операторам предоставит ГРЧЦ.)