DRC Group и «РосКомСвобода» выпустили «Рейтинг соблюдения цифровых прав». Хабр снова в топе

Информационная безопасность Исследования и прогнозы в IT Социальные сети и сообщества
DRC Group и «РосКомСвобода» опубликовали свой «Рейтинг соблюдения цифровых прав». Хабр оказался на 4-м месте. Эксперты оценивали 14 популярных веб-сервисов Рунета по параметрам раскрытия данных в рамках взаимоотношений с государственными органами, соблюдения стандартов по защите цифровых прав человека, принятия усилий для обеспечения прав пользователей на свободу информации и тайну частной жизни. Рейтинг выглядит так (максимальный — 100%): Яндекс. Дзен (62,16%), Яндекс.Маркет (58,11%), Яндекс (54,05%), Хабр (51,35%), Пикабу (44,59%), ВКонтакте (40,54%), Озон (36,49%), Живой журнал (35,14%), Вайлдберриз (31,08%), Авито (29,73%), ВК (28,38%), Одноклассники (28,38%), Сбер (22,97%), Мой мир (21,62%). Авторы рейтинга отмечают, что большинство компаний полностью или частично раскрывают информацию о том, какие данные и каким образом они собирают о пользователях. При этом сервисы группы е-commerce собирают большой массив данных, в том числе чувствительных, которые эксперты посчитали излишними. Массовые утечки данных произошли у Яндекса («Яндекс.Еда») и Пикабу. В итоге Яндекс опустился с первого места рейтинга на третье, а Пикабу вместо третьего получил пятое место. Пикабу, Хабр и Яндекс публикуют отчеты о прозрачности, но в них отсутствует разбивка по категориям запрашиваемых данных о пользователях. В отчете Яндекса отражена информация не по всем сервисам. Только Пикабу, Хабр и Яндекс раскрывают информацию о количестве запросов правоохранительных органов. ВКонтакте и Яндекс не сообщают пользователям о том, что в их отношении поступили такие запросы. Большинство компаний публикуют обучающие материалы, посвященные тому, как защитить себя от рисков кибербезопасности, связанных с их продуктами или услугами. Однако у большинства сервисов Пользовательские соглашения и Политика конфиденциальности объемны и иногда изложены непростым для понимания языком. В некоторых случаях указанные документы трудно найти на сайте сервиса. Только Яндекс ведет реестр изменений в Политику конфиденциальности, а Хабр и Живой журнал дают ссылку на предыдущую версию. ВКонтакте и Яндекс с 1 июня 2021 года предоставляют возможность скачать архивы данных, которые накопили пользователи. Яндекс.Дзен, Пикабу и Яндекс Маркет получили наивысший балл в отношении политики рассмотрения жалоб. По данным DataReportal, в январе 2022 года в РФ насчитывалось 129,8 млн интернет-пользователей. Уровень проникновения интернета на текущий момент составляет 89% от общей численности населения. Анна Карнаухова, эксперт Digital Rating и юрист «РосКомСвободы», в комментарии Хабру отметила, что в настоящее время сложно предугадать, как будут развиваться взаимоотношения между бизнесом и государством. По ее словам, «давление на веб-сервисы только увеличивается, появляются дополнительные обязанности, а вместе с ними растет количество оснований для штрафов, временных и постоянных блокировок». Карнаухова говорит, что перед компаниями стоит непростая задача — найти баланс между соблюдением требований законодательства, бизнес-интересами и при этом выстраивать гармоничные отношения с пользователями. В 2021 году Хабр оказался на первом месте рейтинга «РосКомСвободы» среди 11 наиболее популярных сервисов Рунета с 64,29%.)
Теги:
Хабы: